и еще из сентября: семинар-тренинг про привязанность

Автор Kanister, 9 Ноябрь 2012 15:06

еще в Москве я обещала написать про семинар Людмилы Петрановской, на который ходила два дня перед отъездом, вот наконец пишу

ну правда, кратко, потому что пересказать подробно все, о чем мы разговаривали два дня подряд по 8 часов, это не очень реально. Людмила просто потрясающая. очень, очень умная и производит такое впечатление, как будто она совершенно ясно помнит и знает, как это – быть ребенком. что человек ощущает в разных ситуациях, когда он еще маленький. и так она это доходчиво рассказывает, что почти сам начинаешь себя так ощущать. и конечно потрясающе обаятельная.

Семинар был про привязанность в жизни ребенка от рождения и лет до 14-15 – что она значит, как формируется, как это должно быть в идеале и что может пойти не так, и что тогда происходит; как помочь – ребенку и себе. про всякие неизбежные кризисные ситуации, как быть с ними. идея в общем довольно простая и вроде говорили-то все о таких вещах, которые вполне как бы очевидны. но, разложенное по полочкам и изложенное с определенной точки зрения, производит сильное впечатление и наводит известный порядок даже не то, чтобы в мыслях, а в мыслях и эмоциях вместе. и это очень здорово.

собственно про теорию привязанности я много не буду тут распространяться, кому интересно, в интернете наверняка все есть, да и сама Людмила об этом писала в каких-то постах у себя в жж. что прекрасно в этом деле – так это то, что программа формирования привязанности очень мощная и заложена где-то на подсознательном уровне, с дивной защитой от дурака – надо очень постараться, чтобы все пошло наперекосяк, но даже и так, все равно “не все потеряно” в большинстве случаев. так что от нас зависит в общем-то только одно – дать ребенку возможность программу эту реализовать. то есть – любить, быть рядом, быть ВЗРОСЛЫМ (что на самом деле очень важно).

из того, что на меня произвело большое впечатление и было важным: про кризис 3 лет. да, все эти общеизвестные кризисы (кризис 1 года, 3 лет, 7 лет и тд) – в этом контексте рассматриваются как глобальные кризисы “отделения” – то есть когда ребенок обретает еще одну степень свободы от своего взрослого – слезает с рук, начинает ходить, становится более независимым – а смысл полного осуществления программы привязанности в том, что вырастая, ребенок в конце концов становится полностью от нас независимым, родитель переселяется “внутрь”, становится не внешним, а внутренним. и вот оказывается, все эти возрастные кризисы не просто так. они нужны, чтобы преодолеть очередной барьер, ну все равно как пройти очередной уровень в компьютерной игре: пока ты его не пройдешь, на следующий уровень никак не выйдешь. и даже если в положенный срок пройти уровень по каким-то причинам не удается, то ребенок использует любой удобный случай, чтобы попытаться получить эти необходимые навыки, пройти уровень и идти тогда уже свободно дальше. то есть в покое между кризисами идет развитие, и когда наступает время, происходит мощный кризис отделения, через который надо пройти, хочешь или нет. и вот кризис 3 лет. а я поняла, что Тася как раз в нем пребывает, как ни странно это звучит.он нужен для того, чтобы научиться вести себя в конфликтах. а путей решения конфликтных ситуаций в общем три – настоять на своем, либо наоборот, согласиться с противной стороной (с родителем, к примеру, который никак не хочет давать конфету перед обедом), либо уйти от конфликта – с маленькими детьми это выражается в том, что мы “переключаем” их внимание на что-то другое, и ор прекращается. и вот этим трем путям они, дети, и учатся в кризисе трех лет. им надо как следует освоить все способы выхода из конфликта, чтобы двигаться дальше. и пока они не освоят их, они так и будут орать и валяться на полу в истерике. с Тасей как раз такой случай: когда ей было три года, она так чесалась, что ни о каких трех путях речь не шла вообще, ей позволялось практически все, а то, чего было нельзя, ей старались и не показывать совсем. так что уровень не пройден, а значит, она пытается пройти его теперь. я с чего пошла на семинар-то? а вот как раз с этого – я уже с ума начала сходить от ежедневных концертов. и после того, как мы проговорили вот все эти вещи про то, зачем нужны эти кризисы, мне стало конечно много легче. потому что когда понимаешь, что ребенок орет и швыряет вещи не просто так, а для чего-то совершенно понятного и осмысленного, то настолько легче выйти из этой ситуации, это что-то невообразимое. ощущаешь себя сразу же не жертвой обстоятельств, а тренером, который должен помочь человеку пройти этот уровень :). в общем, разница просто невероятная в ощущениях – ну и в результатах тоже.

говорили и про остальные возраста тоже, и про то, что делать, когда няня, или когда надо уехать, хочешь ты этого или нет, и про всякие неизбежные ситуации, когда ребенок переживает стресс, и про крики и тд и тп, и про всякие  сценарии, когда процесс пошел “не так” – какие формируются тогда поведенческие реакции, как быть, как помочь… и в себе заодно покопались, ох, какие же все раненые, просто караул. хотя Людмила-то под конец выдала прекрасную фразу: “ну что я вам скажу. все с вами в порядке, уж поверьте :) уже то, что вы здесь, означает, что все у вас хорошо, ну и видела я таких, у которых все не в порядке, поверьте, это не про вас” очень мы смеялись. в общем, на самом деле, это очень полезный опыт и колоссально поддерживающий. всем рекомендую :).

Ответить

Panorama theme by Themocracy

Login